Timerbek (timer_bek) wrote,
Timerbek
timer_bek

Categories:

Основание двух слобод татарским баскаком Ахматом в Курском княжении

Курск кенәзлектә ике бистәне татар баскагы Әхмәт тарафыннан нигезләнүе

Смирнов П.П. Посадские люди и их классовая борьба до середины XVII века. Т. I. – М.–Л.: Изд-во АН СССР, 1947. – С. 44–47.
 
После завоевания южной Руси татары стали заводить свое земледельческое хозяйство при помощи русских людей. Последних они обязывали сеять на себя пшеницу и просо, за что обещали им покровительство и защиту от князей и бояр, их прежних владельцев. Так, в Галицко-Волынском и Киевском княжествах во второй половине XIII в. возникло широкое антифеодальное движение так называемых «татарских людей», которых татары иногда могли селить заново в опустошенных ими местах: «да им орють пшеницю и проса». На таких же основаниях, вероятно, возникли или «задались» за татар несколько городков, которые оказали отчаянное сопротивление князю Даниилу, стремившемуся вырвать с корнем это опасное движение . Движение «людей татарских» охватило не только бассейны верхнего Буга (Южного), Случи и Тетерева, но также всю южную Киевщину, вероятно с окрестностями Киева, а на левом берегу Днепра — Переяславщину и, может быть, южную часть Черниговской земли. Этим движением объясняется, между прочим, почему в Киеве и Переяславле после татарского погрома более не видно князей из Рюрикова дома.

К этому движению надо относить и основание баскаком Ахматом в 1284 г. в Курской области, в отчине князя рыльского и воргольского Олега и липецкого князя Святослава, двух слобод, в которые, можно сказать, хлынуло население русских областей, гонимое, с одной стороны, тяжестью феодальной эксплуатации бояр и князей, усугубленного поборами в пользу хана, и привлекаемое широкими льготами и заступой баскака, с другой. — «Сей же баскак Ахмат откупаше у Татар дани всякиа в Курском княжении, и теми даньми многу тягость творяше князем и чръным людем в Курском княжении. Еще к тому сътвори себе две великиа слободы в княжении Олга князя Рылского и Ворголского и Святослава Липецкаго, и созва отвсюду людей много, и бысть им от него вся, еже кто хотяше, и заборонь отвсюду велика. И тако умножишася людие в слободах тех, и быша тамо торгы и мастеры всякиа, и быша те велики две слободы якоже грады великиа». 

Люди из слобод, пользуясь защитой баскака, «исхожаху «с тех слобод и насилие и обиду творяху многу в Курском княжении, и около Горгола, и около Рылска и около Липецка, все пусто сотвориша». Со своей стороны, князья Олег и Святослав также грабили слобожан: «бываше же и разбои от них в слободах тех Ахматозых, баскака Курского княжениа». С общего совета, Олег поехал «с жалобою ко царю своему Телебузе». Царь Телебуга дал ему своих приставов «те слободы разорити, а люди слобод тех вывести в свою власть», возможно, учитывая нарушение Ахматом общего правила: при заведении слобод не принимать в них людей того княжения, в котором слободы ставились. Святослав между тем, не дожидаясь возвращения своего родственника Олега, «много пограбил» слободы и, в свою очередь, поехал в Орду жаловаться на Ахмата. Вернувшись с татарскими приставами, «повелеша князи людем своим пограбити обе те слободы, и иных избиша, а иных плениша и поковаше их у себя, а свои люди выведоша в свои отчины».

Баскак Ахмата это время был в Орде у хана Ногая. Услышав о разграблении своих слобод, он «оскорбися зело» и «оклевета ко царю Ногаю» курских князей, заявляя, что «князь Олег и сродник его князь Святослав Липечьский точию именем князи, а делом разбойници, а тебе царю супро
тивни и ратни суть». Ногай потребовал князей к себе через своих сокольников, и тогда выяснилось, что Ахмат был прав. Олег не пошел к Ногаю: «боаше бо ся, аще бо и сам не грабил слобод тех, но людие его творяху разбои в слободах тех, а сродник его князь Святослав Липечьскый не по совету Олгову нощию прихожаше на слободы те и разбиваше…, и про то разбойники зваша». Разгневанный Ногай послал с Ахматом князя Темира с татарами и приказал им опустошить княжество Олега и выдать его бояр головой Ахмату. Князь Олег с женой и детьми бежал к Телебуге в Орду; князь Святослав «с всеми боары своими» скрылся в Рязань в воронежские леса, и татары не могли их догнать. Двадцать дней они опустошали Курское княжение. 13 старейших бояр курских, а также немецкие и цареградские гости, захваченные в княжестве, в оковах были выданы Ахмату, и слободы его восстановлены; «а слободы те наплъниша людей и скота всякого я всего богатства Ворголскаго и Рылскаго и Липовечьскаго». Немецких и цареградских гостей отпустили и отдали им их товар; бояр же, вероятно, как главных виновников борьбы против слобод, Ахмат «изби и по древию извеша».

Оставивши в слободах двух своих братьев «соблюдать слободы его» и уставивши ясак, т.е. дани и пошлины, Ахмат вернулся к Ногаю. Тогда князь Святослав липецкий, «сдумав с своими боары и з дружиною своею без Олгова совета», подстерег братьев Ахмата на дороге, убил из их свиты 25 человек русских и двух татар, но не мог захватить их самих. «Те два брата Ахмата баскака убежаша в слободу, и собравшеся слобожане и бой сътвориша с князем Святославом, и мнози от обоих избиени быша». Однако бороться прошв князя, его бояр и дружины слобожане все же не могли: весной 1285 г. оба брата Ахматовы и «слобожаны» побежали к Курску. «Наутрие же в понедельник и прочии слобожане вси избежаша, и возставше млъва и брань велика». Святослав убил посла баскака Ахмата, отправленного к нему для переговоров. Но, повидимому, Ахмат или сами слобожане успели войти в соглашение с рыльским и воргольским князем Олегом. Последний, вернувшись из Орды, не одобрил действий своего родича и с помощью татар Телебуги убил его. Занявший Липецкое княжение брат Святослава Александр, в свою очередь, убил Олега рыльского и воргольского с его детьми, но слободки Ахмата, повидимому, уже не были восстановлены: по крайней мере мы о них более ничего не знаем . Для нас важно отметить, что в данном случае слобожане ради сохранения своих льгот не останавливались даже перед тем, чтобы искать поддержки у татар.

Повесть об этих двух русских слободах и об их борьбе с князьями и боярами, к сожалению, единственная, случайно сохранившаяся в Никоновском своде. Других примеров мы не имеем, но не потому, что их не было, а потому, что этой темы не любили ни летописцы, ни их читатели. «Многа убо и велика сиа повесть, но множества ради оставлена бысть», заканчивает свой очерк истории курских слобод летописец: сможет бо и малая сиа повесть человеку, ум имущему, плачь и слезы сътворити». 

Tags: XIII век, Золотая Орда, Курское княжество, Ногай, Телебуга, баскак, князь, слобода, татарские люди, татары
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments