?

Log in

No account? Create an account

Мурзы Богдановы

Морзалар Багдановлар



"В прошлых, Государи, годех дано предкам нашим в Кадомском уезде в деревне Шмуе, пашенной земли петдесят четвертей, да в Казанском уезде Ногайской дороги в деревне Каирли, пашенные земли сто пять четвертей в поле, а в дву потомуж, сенных покосов на четыреста копен; а межа той пашенной земли и сенным покосам по обе стороны реки Каирлы черной лес и в нем находятца сенныеж покосы, нижная межа Челнинская круглая поляна, верхняя межа до устья Берели речки, на что и дана была деду моему Княж Бордею сыну Богданову вводная грамота..."

Акты исторические и юридические и древния царския грамоты Казанской и других соседственных губерний, собранные Степаном Мельниковым. Том I. – Казань, 1859. – С. 72–73.

Читать дальше...Свернуть )

Капкун морза һәм Дәүләткилде морза Ивакай уллары кенәз Чагадаевларның җир-суларына ярлыгы

Алатырский уезд в XVII веке. Документы приказного делопроизводства / сост. Б.М. Пудалов, А.А. Чибис.
http://www.opentextnn.ru/history/rushist/dorevigu/gubnn/prikaz/?id=878.
 

кон. 1680-ых гг. – Грамота из приказа Казанского дворца в Алатырскую приказную избу о поместье и вотчине Капкуна и Девлет-Кильдея Ивакаевых детей князь Чегодаевых (с. Сюнеево, д. Жданово, Алатырского у.; с. Ичалово, Ичаловского ст. Арзамасского у.; д. Лебяжье Озеро, Курмышского у.).

Упоминаемые лица:
  • Капкун мурза Ивакаев сын князь Чегодаев (1625 , ум. октябрь 1628 (7137) г.)
  • Ширей – жена (1628)
  • Девлет-Кильдей мурза Ивакаев сын князь Чегодаев – брат (1625, 1628, 1646)
  • Курмамет мурза Маметев сын Келдешева князь Чегодаев – сосед в д. Ждановы (1625)
  • Ждан мурза Томаев сын Мустофин – сосед в д. Ждановы (1625)

1603 елы октябрь ае 15 көнендәге төмән йомышлы Байбарс морза һәм Колбарс морза Дәүләткилде бәк Тинәевның улларына Төмән өязендә Ковыляй, Үрәй һ.б. авылларында шобагаларга кенәз Иван Дмитрий улы Болховский һәм Ратай Иван улы Норовлардан аерым язма өземтә

1603 г. октября 15. – Отдельная выпись кн. Ивана Дмитриевича Болховского и Ратая Ивановича Норова темниковским служилым Байбарсу мурзе и Кулбарсу мурзе князь Девлет-Килдеевым детям Тиняева на жеребьи дд. Ковыляеха, Урея и др. в Темниковском у.

Акты служилых землевладельцев XV – начала XVII века. Т. III / сост. А.В. Антонов. – М.: Древлехранилище, 2002. – С. 352–353.

Список с выписи слова в слова.

Лета 7112-го, октебря в 15 день, по государеву цареву и великого князя Бориса Федоровича всеа Русии грамоте, князь Иван Дмитреевич Болховской да Ратай Иванович Норов отделили и отмежевали в Темниковском уезде темниковским служивым Байбарсу-мурзе да Кулбарсу-мурзе князь Девлет-Килдеевым детям Тиняева в поместья в их оклады.

1892–94 еллардагы Бостан авылы крестьяны Х.З. Клеблиева гариза буенча "Махкама-и-Шаргыя Оренбурджыя"ның эше

ЦГИА РБ. Ф. 295. Оп. 4. Ед. хр. 18288.


Всепресветлейший, Державнейший Великий Государь Император Александр Александрович, Самодержец Всероссийский Государь Всемилостивейший!

Просит бывшея государственная крестьянка Тамбовской губернии Елатомскаго уезда Поляковско-Майданской волости сельца Бастанова Хени Зямаль Зяберева Колеблеева, а в чем мое прошение тому следуют пункты.
1
В июне месяце 1891 года родный мой дедушка государственный крестьянин Тамбовской губернии, Шацкаго уезда, Ново-Березовской волости дер. Тархань Байгельдя Кудяков умер, после его смерти осталось итвертное недвижимое надворное правозаключающееся в двенадцать десятинах пахатной земли, находящееся в Шацком уезде при деревни Тарханах.

Приказали: Из вышеизложеннаго видно, что к 12 десятинам земли, оставшейся после умершаго, Байгельды Кудякова, остались прямыми наследниками, родные его сыновья Захретдин и Зябир Кудяковы, а за смертию из них Зябира Кудякова прямым наследником является Захретдин Кудяков а некак ни просительница Хени Зямала Зябирова Калеблеева, а потому Духовное Собрание Определяет: Прошение Калеблеевой оставить без последствия, о чем ей и объявить чрез Елатомское Уездное Полицейское Управление, с тем, что если она желает с Захретдином Кудяковым иметь дело то с иском на него может обратиться в суд гражданский.

1897 елдагы Бостан авылы яшәүче М.А. Дәүликамовның туу турында таныклыклар бирү гариза буенча "Махкама-и-Шаргыя Оренбурджыя"ның эше

ЦГИА РБ. Ф. 295. Оп. 4. Ед. хр. № 21323.

Прошение написано по-татарски арабской графикой.

Прошение жителя Тамбовской губернии, Елатомскаго уезда д. Бустановой Мухаметгарифа Абдуллина Девлекамова от 27 сентября с/г. кои просит выслать ему два метрических свидетельства о рождении брата его, Хабибуллы родившагося приблизительно в 1826, 27 и 1828 годах от отца Абдуллы и матери Файрузы Давлекамовых и о рождении сына последняго Мухаметвалия родившагося в 1853, 54 и 1855 годах от отца Хабибуллы и матери Хуснизямали Давлекамовых роды которых должны быть записаны по I приходу дер. Бустановой.
И.д. сверхштатнаго перевод. [подпись]

Справка: В метрической книге 1853 года дер. Бустановой Елатомскаго уезда под № 15 значится Мухамедвалий, рожденным 11 декабря отца Хабибуллы, сына торговца и матери Хуниземал.

Приказали: заготовить метрическую справку о рождении Мухамедвалия Хабибуллина и препроводить для выдачи под расписку просителю Девлекамову, со взысканием 80 к. герб. марок за справку присовокупив, что метрической справки о рождении его брата Хабибуллы не может быть Собранием выдано, так как в 1826, 1827 и 1828 гг. метрическия книги еще не велись.

Дело завершить.

1884 елдагы Бостан авылы крестьяны М.Ф. Дәүликамовның имам булуы сынап карауна рөхсәт турында гариза

ЦГИА РБ. Ф. 295. Оп. 4. Ед. хр. 14049.

Всепресветлейший Державнейший Великий Государь Император Александр Александрович Самодержец Всероссийский, Государь Всемилостивейший!

Просит крестьянин Тамбовской губернии, Елатомскаго уезда, Поляковско Майданской волости села Бостанова Мухаметзян Фазлуллин Давлекамов о нижеследующем

Желая выдержать экзамен в знании правил магометанской религии на должность имама в каком либо приходе, а потому представляя при сем одну гербовую марку 60 коп достоинства Всеподаннейше прошу дабы повелено было настоящее мое прошение принять и сделать распоряжение о допуске меня к испытанию в присутствии Собрания и об оказавшимся по оному выдать мне свидетельство. Июля дня 1884 года к поданию надлежит в Оренбургское Магометанское Духовное Собрание прошение сие со слов просителя писал Канцелярский Служитель Степан Васильев Вилнов.

[подпись татарским письмом]

Жительство имею в селе Бостаново, Тамбовской губернии, Елатомскаго уезда, Поляковско Майданской волости.

1678 елы июнь ае 11 көнендәге Сәфәр морза Мәмәт улы кенәз Тинишевның үзенең крестьяннар исәбе турында сөйләү

Источник: История Татарии в документах и материалах. - М.: Соцэкгиз, 1937.

186 году июня в 11 день в Темникове в приказной избе воеводе Андрею Александровичу Хвостову да подъячему Ивану Матвееву темниковец Сафарка мурза Маметев сын князь Тенишев сказал по своей вере и по шерте: в темниковских в переписных книгах Григорья Агарева да подъячего Сидора Балдакова 154 году написано за отцом моим, за Маметям мурзою Исаковым сыном князь Тенишевым, в Темниковском уезде, в розных деревнях крестьянских и бобыльских дватцать девять дворов; и. те крестьяне и бобыли розделяны с племянники моими, со Расланком и с Османком мурзами Мердяшевыми детьми князь Тенишева пополам. А с того моего поместья служат великою государя службу дети мои Ибрагим да Смаил рейтарскую службу; Ибрагим мурза в порутчиках, ныне он на службе же великою государя; то моя и скаска. И скаску писал темниковский площадной подъячей Гришка Тихонов.

Центральная научная библиотека Татреспублики, рукописное отделение, № 2812. Печатается впервые.

Каныш морза Ишкей улы Яушевка Ашыт елгасы буендагы җир-суларга язма өземтә 

История Татарии в документах и материалах. – М.: Соцэкгиз, 1937.

Лета 7156-го маия в день. По государеву цареву и великого князя Алексея Михайловича всея Русии указу боярин и воеводы Илья Иванович Морозов, окольничей князь Иван Андреевич Хилков, дьяки Василий Нефедьев и Федор Иванов дали выпись Канышу мурзе Ишкееву сыну Яушеву на сенные покосы по Алацкой дороге деревни Большой Атни по Ашите реке, по обе стороны против Кубек деревни для того:
Читать дальше...Свернуть )

Касыйм һәм шатск татарлары

Известия ТУАК. Вып. XV. – Тамбов, 1887. – Стр. 27–49.

№ 1933.
1669 года. Копия с выписи из книг Мещерскаго уезда письма и меры и межеванья Владимера Новосильцева и подъячаго Петра Зиновьева, данная в 1670 году властям Новоспасскаго монастыря, на вотчину их, село Богданово и деревни Дерябкино и Хомутовку, на речке Парце, промеж двух Лепляев.

Лета 7177 августа в 21 день по государеву, цареву и великого князя Алексея Михайловича, все великия и малыя и белыя Росии самодержца, указу... земля касимовских и шатцких мурз и татар, Ишея мурзы Чернакаева сына князь Булушева с товарищи 40 человек... руские люди, мурзы и татаровя и мордва Керенского уезду села Руских Пиромбор да деревни Шелдаис

1835 елдагы Әҗе авылы яшәүче Хөсәен Борнашев үтерү турында эш 

Известия ТУАК. Вып. XXXI. – Тамбов, 1891. – С. 35–38.

1835 г.

Определение по делу о убийстве Шацким мещанином Петром Котыревым, содержавшим в с. Любовникове Елатомскаго уезда постоялый двор, сельца Азеева татарина Хасяима Бурнашева.

11 мая 1835 года татарка сельца Азеева Фатыма Бурнашева заявила сотскому того же села Сулейману Муртазину о пропаже своего сына Хасяима, при чем добавила, что сын ея отправился на базар в с. Сасово Елатомскаго уезда, где он держал меняльную лавочку для размена денег, и взял с собою 2000 рублей ассигнациями. Сотский довел об этом до сведения Елатомскаго земскаго суда. Из произведеннаго дознания выяснилось, что Бурнашев, отправляясь в с. Сасово, заезжал в д. Хохловку в контору г. Мусина-Пушкина и разменял там 1000 руб. кредитных на серебро. По пути из Хохловки он заехал в харчевню, находившуюся в сельце Пителине, где, взявши несколько штук калачей, высказал содержателю харчевни Андрееву, что он, Бурнашев, заедет в село Заречное Любовниково к знакомому кузнецу крестьянину Егору Михееву. 

Зөя өязе ясаклы татарларының тамгалары

Об одной выписи 1700 года, данной татарам Свияжскаго уезда, по копии И.Н. Юркина // Известия ОАИЭ при Имп. Казан. ун-те. Т. XIV. Вып. 3. – Казань, 1897. – С. 361–362.

Полный текст и рисунок на http://timerbek.narod.ru/sviyaga-tatars-tamga.html

В редакцию "Известий" Общ. А., И. и Э. членом-сотрудником Общ. И.Н. Юркиным доставлена копия с одной большой выписи 1700 года. Копия снята аккуратно с оригинала самим И.Н. Юркиным. Выпись эта, говорится в конце, "дана Свияжскаго уезду ясачным татаром, деревни Иркеевы Стенке Тюмякину, деревни Чарапановы Тохтарке Утяганову, деревни Тоябы Сюрмячке Табаеву с товарищи тех вышеписанных деревень с татары впредь для владенья ясачных их отмежеванных земель в нынешнем 1700 году". К отмежеванным землям отнесены и сенные покосы. ... Выпись была дана (вследствие жалоб на отнятие земель соседями) "по указу великаго Государя Царя и Великаго Князя Петра Алексеевича, всея великия и малыя и белыя России Самодержца, и по помете на челобитной дьяка Алексея Юдина". В выписи, кроме татар, упоминаются чуваши, мордва, мещеряки. ... Сотни: князя Аклычева – деревня Тояба Таушева, князя Килычева – деревня Тояба Таушева, князя Темеева – дер. Большая (Старая) Беденга, князя Бекбулатова – деревни: Верхняя Беденга, Новая Шигалева, Черепанова тож, и князя Ишеева – дер. Чалкидым (Чигилдым). Другия деревни: Бакарчи, Большия Тарханы, Буланчеева, Верхние Тарханы, Верхняя Беденга, Васюкова, Иркеева, Карлимели, Кошки, Красный Полян, Килка Токшермы, Утямышева, Бехтеярова, село Знаменское – то же, что и Килка. ... Кроме того "у меры и межеванья земли и сенных покосов были старожилы и сторонние люди, ясачные татара", всего народу было 108. Из них по-русски никто не умел писать, взамен подписей и печатей они приложили тамги или фамильные знаки. Всех знаков приложено, по числу свидетелей, 108, но из них разных лишь 51. Некоторыя тамги – общи несколькими деревням. так как татарския тамги не издавались нигде, то при сем на отдельной таблицое оне все прилагаются. Деревни, из которых были свидетели, приложившие свои тамги, суть: Большие Тарханы, Сюндюкова, Верхние Тарханы, Токшерма, Малые Тарханы, Утямышева, Шигали, Вожи, Кошка и Красный Полян.

1893 елдагы мәгълүматлар буенча Тамбов губернасы татарлары

Татары Тамбовской губернии по данным 1893 года // Известия ОАИЭ при Имп. Казан. ун-те. Т. XII. Вып. 3. – Казань, 1898. – С. 238–239.


По выписке, сделанной Тамбовской Духовной Консисторией из опубликованных сведений Тамбовскаго Губернскаго Статистическаго Комитета за 1893 год, в Тамбовской губернии всех татар оказалось 24000 души, из которых:
21000 – мухаммедан
3000 – христиан.

Из всего этого числа (24000) приходится на 12 уездов Тамбовской губернии:
1) Темниковский уезд:
муж. пола 3400
жен. – 3344 | 6744
2) Елатомский уезд:
муж. пола 3220
жен. – 3203 | 6423
3) Спасский уезд:
муж. пола 1282
жен. – 1299 | 2581
4) Тамбовский уезд:
муж. пола 575
жен. – 540 | 1115
5) Борисоглебский уезд
муж. пола 215
жен. – 214 | 429
6) Остальные 7 уездов: обоего пола 6708 душ.

Надо думать, что в числе 3000 татар-христиан некоторая доля приходится и на татар, отпавших от православия и снова принявших мухаммеданство.
По календарю на 1894 год в Тамбовской губернии, заключающей в себе пространства 58511 квадратных верст, жителей считается 2609000 человек обоего пола; следовательно, татары, исповедующие ислам, в Тамбовской губернии составляют 0,8 % всего населения.

Редакция.

Урманчеевы и Лаишевы

Урманчыевлар һәм Лаешевлар

Неизвестная (пока будем звать её так) подняла в первой теме "Башладык!" вопрос об Урманчеевых и Лаишевых. Цитирую её:

"Особенно интересно мне узнать об Акчуриных, Девлеткильдеевых, Лаишевых, Урманчеевых, потому что – это мои предки, все из служивых темниковских татар.

Не сильна в истории, но мне известно, что Урманчеевых в Мордовии и, в частности, в Темниковском районе, много. А мурзы Лаишевы были родственниками Акчуриных и испокон века жили на темниковских землях. Моя бабушка Акчурина была родом из Адаево, а дедушка Лайшев был ее двоюродным братом. Он был родом из соседней деревни Кривошеево, в которой жили и русские и татары... Тимербек, Вы, как человек искушенный в вопросах истории, наверно, сможете ответить на мой вопрос: куда подевались письменные источники времен Ордынской империи /ведь татары имели свою письменность, управляли и неплохо огромным государством, значит, были какие-то госуд.документы, одна Яса что стоит, и т.д. и т.п./, неужели всё было уничтожено, или что-то все-таки сохранилось? Заранее благодарю!"

Долго вспоминал, где встречал фамилию Урманчеевы, а потом вспомнил, на своих страницах! :)
http://timerbek.narod.ru/alatyr-tatars.html
Получается, что Урманчеевы сначала были темниковцами, потом стали алатырскими, и наконец получили земли в Казанском уезде! Не все конечно, а отдельные представители...

По поводу источников. Ну что Вам ответить... Какие там татарские документы. Приказ Казанского дворца уже русской эпохи, и тот сгорел. :(

Себер Ак Корт солтанның ихтыяҗлары

На первый взгляд кажутся нескромными запросы сибирского царевича, но если учесть сообщения, что Ак-Курт был сыном казанского хана Мамука или сибирского Ибака, то все становится на свои места. Тогда просьбы о Казани или, на худой конец, Касимове выглядят вполне обосновано.


Сборник Императорского Русского исторического общества (РИО). Т. 95. – СПб., 1895.

Памятники дипломатических сношений древней России с державами иностранными. Памятники дипломатических сношений Московского государства с Крымом, Нагаями и Турциею. Т. II. 1508–1521 гг. / изд. под ред. Г.Ф. Карпова и Г.Ф. Штендмана.

С. 14–15. (1508, апрель–сентябрь)

И сентября 6, велел князь великий Ах-Куртову царевичеву сыну Ак-Девлетю быти на дворе, а велел ему говорити Дмитрею Володимерову, да Федору Карпову, да Болдырю, а тут был Шидяк мурзин человек Кудаяр.
И Дмитрей ему говорил: Государь наш велел тебе говорити: прислал к нам тебя отец твой Ах-Курт царевич, да и грамоту свою к нам прислал; а писал к нам в своей грамоте, что хочет князь итти в нашу землю; и нам бы ему дати из дву мест одно место, Казань или городок Мещерской. – Государь наш велел тебе говорити: ино казанской царь Махмет-Аминь ныне нам друг и брат, а в городке Мещерском Янай царевич, и те места оба непорожни, и нам тех мест обеих непригоже ему дати.
И Кудаяр говорил: коли государь хочет жаловати Ах-Курта, чтобы у него был, и он дал Ах-Курту царевичю Андреев городок каменой.
И они ему отвечали: Андреев городок к городку ж за Янаем царевичем: того государю нашему непригоже ж дати.
И как пришол к великому князю, и князь великий ему те же речи говорил. Да молвил ему: велел есми тебе дати платно теплое, а людей есми твоих велел пожаловати. Да того дни его и отпустил.
А грамоты князь великий к Ах-Курту царевичю не послал.

Князь Темир Якшенин

Тимер бәк Якшен улы

Собрал выдержки с упоминанием "мордовского" князя Темира Якшенина. Этот татарский князь из Мещеры зовется мордовским точно также, как каринские князья звались арскими, по имени подвластного населения. Во второй выдержке предполагаю ошибку писца, следует читать: "прислал грамоту мордовской князь Темирев Алыш пасынок", т.е. грамоту прислал не князь Темир, а его пасынок Алыш, это становится ясным из цитаты, приведенной ниже. Возможно, князья Темиревы происходят от этого князя Темира.

Сборник Императорского Русского исторического общества (РИО). Т. 95. – СПб., 1895.

Памятники дипломатических сношений древней России с державами иностранными. Памятники дипломатических сношений Московского государства с Крымом, Нагаями и Турциею. Т. II. 1508–1521 гг. / изд. под ред. Г.Ф. Карпова и Г.Ф. Штендмана.

С. 1. (1508, апрель–сентябрь)

Лета 7016, апреля 13, послал князь великий в Нагаи князя Темиря Якшенина к Асану князю и к иным князем и мурзам з грамотами для литовского дела; а грамоты с ним посланы отворчятые з болшими печатми. А что к ним князь великий в грамотах своих писал, то к ним с Темирем и словом приказывал. А писаны грамоты по татарски.

Читать далее...Свернуть )

1489 елда Мәскәү дәүләтенә нугай вәкилләре килүе

Известный документ по публикациям отдельных авторов, но было интересно почитать его в источнике.

Сборник РИО. Т. 41. Памятники дипломатических сношений Московскаго государства с Крымскою и Нагайскою Ордами и с Турцией. Т. I. С 1474 по 1505 год, эпоха свержения монгольскаго ига в России. – СПб., 1884.

С. 81. (1489, сентябрь–ноябрь)

Лета 98, сентября. Сю грамоту прислал из Мурома наместник князь Федор Хованской о нагайском после.

Государю великому князю Ивану Васильевичю всеа Русии холоп твой, государь, Федорец Хованской челом бьет. Приехали, государь, к тобе послы из Нагайские Орды, Иваков слуга, а зовут его Чюмгуром, да Мусин мурзин слуга, Адиком зовут, да Емгурчеев мурзин слуга, Тувачем зовут; а всех их, государь, двадцать да два. А сказывают, государь, Волгу возилися под Черемшаны; а провожал их, сказывают, Алказый, да Бегиш, да сын его Утеш, да Чет, да Икайсым Сегит; а провожали их, государь, полем до Суры, да Папулы, до Мордвина; а оттоле, государь, сказывают, ехали на князя на Ромодана, да на Кирданову Мордву, да на Саконы; а нынеча, государь, стоят за рекою против города. И яз, государь, на сю сторону их возити не велел без твоего ведома, и ты, государь, как укажешь.

И князь великий, того же месяца сентября, послал против ногайского посла Юшка подьячего, а велел ему давати послу корм на стану по два борана, а овчины назад отдавать. А на кони, на которых они едут, на десятеро лошадей четверть овса; а которые кони гонят на продажу, на те кони корму не давати.

1491 елдагы кырым, казан, касыйм татарлары мәскәүлеләр белән Урдага басып баруы

Сборник РИО. Т. 41. Памятники дипломатических сношений Московскаго государства с Крымскою и Нагайскою Ордами и с Турцией. Т. I. С 1474 по 1505 год, эпоха свержения монгольскаго ига в России. – СПб., 1884.

С. 115–116. (1491, июнь)

Лета 99, се грамоты посланы в Перекоп с Тором с татарином: одна Менли-Гирею царю, а другая князю Василью. А поехал с Мереккою да с Кутушом вместе, июня месяца 21 день, во вторник, на четвертой неделе Петрова говения.
...
А се такова грамота послана ко князю к Василью к Ромодановскому. От великого князя Ивана Васильевичя всея Руси князю Василью Ромодановскому. Писал ко мне Менли-Гирей царь в своих грамотах с Мереккою и с Кутушом, чтобы мне послати на поле под Орду Саталгана царевичя, да и русскую рать и казанскую рать. И яз Саталгана царевичя послал на поле с уланы и со князми и со всеми казаки,  да и русскую рать; а в воеводах есми отпустил с русской ратью князя Петра Микитича да князя Ивана Михайловичя Репню-Оболенских; а людей есми послал с ними не мало; да и братни воеводы пошли с моими воеводами и сестричичев моих резанских обеих воеводы пошли. А в Казань к Ахмет-Аминю царю послал есми брата твоего князя Ивана, а велел ему есми итти с казанскою ратью вместе наезжати Саталгана царевича. И царь Махмет-Аминь писал ко мне в своей грамоте, что рать свою на поле послал, да и брат твой Иван писал ко мне, а отпустил своих воевод, Абаш улана да Алъякши князя, да Бедыря князя Алтышова сына, да Усеин Кенегеся князя, да Иделека князя, да Каныметя князя Итакова брата, да Имирь мурзу Садырева брата, да Уразлы князя, да Шагалака князя, да Акчюру князя Аязова сына, да Кишкилдея князя, да Бурнака князя, да с ними послал двор свой; а вышли из Казани июня месяца в осмы день. И ты бы царю про тех князей сказал. Да послал есми к Менли-Гирею царю свою грамоту, и яз с тое грамоты послал к тебе список.

Төмән өязендә Үрәй елгасы буенда Дәүләткилде бәк Тинәй улы Акишевка җир-суларга оброк ярлыгы

Терехин В.М. Прибавление к статье: "Исторические материалы в отношении инородцев Пензенскаго края конца XVII ст." // Известия ОАИЭ при Имп. Казан. ун-те. Т. XIV. Вып. 6. – Казань, 1898. – С. 658–661.

18 июня 1563 г. Оброчная грамота князю Девлет-Кильдею Тиняеву сыну Акишева на поместье в Темниковском уезде на р. Урей

"По цареву и великокняжу Ивана Васильевича всея Руси слову мещерские писцы мещенин Констентинович Морозов и Василий Михайлович Гаганин с товарищи дали в службу и в оброк Девлет-Килдею, Тиняеву сыну Акишева в мещере, в Темниковском уезде внове бортной ухожей и пустошь на диком поле на р. Урее, в лугу, против стараго селища на сто чети в поле а в дву потомуж, сена сто пятьдесят копен и Девлет-Кильдею князю на той пустоши дворы ставить, пашню пахати и крестьян называти и льготы ему дано на пять лет от Рождества Христова лета 7071 до Рождества Христова лета 7076. А как отсидит льготу и Девлет-Кильдею князю с той пустоши царева и велика князя службы служити и оброки давати; а оброку ему давати за вал и за емския деньги и за посошную службу и за ужное дело и за казамат... всякий ясак и за все подати опричь городового дела на год рубль денег, да пошлин десят денег. А дати ему тот оброк впервые на Москве на Рождество Христово лета 7076 в Казанский дворец боярину и дворецкому Казанскому и Нижегородскому Мих. Ив. Волынскому или кому царь и великий князь велит в мещере оброки свои собирати. К сей оброчной грамате мещенин Констентинович да Вас. Мих. печати свои приложили. Писан лета 7071 июня в 18 день".

Мәскәү бөек кенәз Василий Иван улына кырым Мөхәммәт Гәрәй хан тарафыннан хаттан өземтә

Выдержка из письма крымского хана Мухаммед-Гирея московскому великому князю Василию Ивановичу.

Сборник РИО. Т. 95. Памятники дипломатических сношений Московского государства с Крымом, Нагаями и Турциею. Т. II. 1508–1521 гг. / изд. под ред. Г.Ф. Карпова и Г.Ф. Штендмана. – СПб., 1895.

С. 377–380. (1517, октябрь) 

А сего лета докучали хастороканцы, яз их незамал, а они меня зазамали; а что наши люди летось и нынеча Мещеру воевали, и за то яз и вперед не имаюся, хоть яз с братом своим с великим князем буду и в дружбе и в братстве, ино ми самому на Мещеру не думати, и хоти и детей своих уйму, а людей ми своих не мочи унити: пришли на меня землею все, что им меня не слушати в том. А Ширины опричь меня здумали, что им вперед Мещера воевати, за то что нынеча на Мещере наш недруг, а из старины тот юрт наш. И нынеча брат мой князь великий о чем у меня на Мещеру не просил брата или сына; коли наш род был на Мещере, толды наших смел ли кто смотрить на Мещеру, ано из Мещеры люди шли к нам служити, а от нас в Мещеру, и толко то по старине не будет, и то всегды быти воеваной Мещере. А ведь мы ведаем, что нынеча на Мещере не человек, и людей в Мещере бесерменьи нет никого, ино не у кого жити, и то б брату моему великому князю внятны мои речи были. А колко о том царевиче ни пишу к великому князю, и он ко мне не отпишет. А то пак слыхано ли, что бесерменину бесерменин бесерменина в полон взяти, ино наши люди и бесерменью в полон поимали в Мещере, а того у нас и в писанье нет, что бесерменина продати, а наши люди мещерскую бесерменью и попродали, а все тому рняся, что не наш род на Мещере государь... 

Да нынеча мне пришла весть из Литвы, приехал мой человек арменин, а кажет, пошол был король противу великого князя к Смоленску, да почаял мою рать, и он воротился; и князь бы великий брат мой без моего ведома с королем не мирился; да говорили бы есте брату моему великому князю: хоти с ним помирюся, а будет на Мещере не нашему роду быти, ино у нас на то миру нет, ни детей ми, ни людей своих не унять, а Ширины и опричь меня на Мещеру нарядилися. И брат бы мой князь великий у меня взял любо брата, любо сына на Мещеру, и яз брату своему великому князю грамоту свою шертную дам и правду учиню перед Васильем и Ахмат-пашу к нему отпущу.

Төмән каласында ям салу турында эш. 1628 елдагы патша Михаил Федор улының фирманы

Документы и материалы по истории Мордовской АССР. Т. I. Ч. II. Социально-экономические отношения в Казанском крае, в Саранском и Темниковском уездах в XVII в. – Саранск: Мордов. гос. изд-во, 1951. – С. 231–233.

№ 2. Дело об устройстве в Темникове яма. Указ царя Михаила Федоровича 1629 (7137) года, октября 26 дня

…адней двор пуст, пашни перелогом добрые земли сто чети в поле, а в дву по тому ж. А было давно шесть дворов запустели и где ис тех дворов ямщики роздевалися, тово в тех книгах не написано. А после… писцовых книг со 122-го году… достальные ямщики… и ямскую гоньбу гоняли ли, сколь давно с яму бежали и где ныне живут, – того неведомо. Да в тех же в дозорных книгах Ивана Усова с товарищи написано за темниковскими князи и за мурзами и за татары в поместьях и в вотчинах крестьян бобылей шестьсот семь человек. И ныне указали есмя в Темникове устроити ям против прежнево, как тот ям строен при дяде де нашем блаженные памяти при государе царе и великом князе Федоре Ивановиче всеа Руси в 99 году. В ямские охотники указали взять с темниковских князей и мурз и с татар десять человек крестьян лутчих и прожиточных людей;
из-за князя Брюшея княж Еникеева крестьянина,
 

Читать далее…Свернуть )

Latest Month

Январь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Метки

Page Summary

Syndicate

RSS Atom
Разработано LiveJournal.com
Designed by chasethestars